Для прессы

ЭКСПЕРТ: Стройка встала на свой фундамент

01.04.2019

Российская стройиндустрия почти на сто процентов обеспечена отечественными материалами, но в некоторых нишах - в основном в отделочных материалах - еще есть место для желающих инвестировать

В строительной индустрии процесс импортозамещения в целом завершился - таково общее мнение многих девелоперов и экспертов.

Начались эти сдвиги в 2014 году, когда из-за девальвации рубля строительные компании стали искать возможности сократить издержки на закупки стройматериалов и логистику и перейти на российский продукт. Кроме того, на государственном уровне был взят курс на импортозамещение, а производители стройматериалов благодаря низкому курсу национальной валюты начали наращивать экспортные поставки. Сегодня девелоперы говорят, что после 2014 года у многих исчезли "притязания" на использование импортных отделочных материалов.

Что касается базовых стройматериалов (цемент, бетон, кирпич, серийные ЖБИ, стеновые бетонные блоки и др.), то здесь никогда и не было существенного присутствия импортной продукции.

В инвестиционно-консалтинговой компании "СМ Про" приводят такие данные: доля импорта строительных материалов в РФ в потреблении - от нуля до 10% в зависимости от позиции. К примеру, в 2018 году ввоз цемента в Россию сократился на 24%, до 1,5 млн тонн. Основные поставщики цемента в РФ (85% всего импорта) - Белоруссия и Казахстан. Доля импортного цемента в общем объеме потребления составила 2,9%. По железобетонным изделиям и конструкциям доля импорта составила 0,6%, по теплоизоляционным изделиям - 1,8%, по стеклу - 10% (при доле экспорта около 30%). Аналитики "СМ Про" считают, что по всем базовым материалам в стране достаточно мощностей для удовлетворения потребности строительной индустрии до 2025-2030 годов и для выполнения планов, обозначенных в "Стратегии развития отрасли строительных материалов". Согласно стратегии, доля ввоза в страну базовых стройматериалов должна снизиться до 2,5% в 2020 году (в 2018-м она составляла 2,7%).

Например, на рынке изоляционных строительных материалов импортозамещение, по мнению Сергея Колесникова, совладельца компании "Технониколь" (производит разные виды изоляции и кровли), произошло уже десять лет назад. В сегменте монтажной пены российские производители буквально за последние два-три года сумели добиться паритета с импортными продуктами. "Пока значительная доля импорта сохраняется в строительной химии, но ситуация начинает выравниваться", - говорит эксперт.

Девелоперы - за российское

В промышленном строительстве и в мостостроении импортных материалов используется очень мало. В компании "Мостотрест", к примеру, отмечают, что с импортными материалами вообще не работают. Большинство девелоперских компаний тоже утверждают, что в их проектах доля зарубежных компонентов совсем невелика. Так, у группы ПИК для проектов жилья стандарт-класса в деньгах она измеряется десятыми долями процента; по словам Татьяны Рыбкиной, директора по закупкам и тендерам ГК "Самолет", в денежном выражении доля импорта не более 3-5% (компания строит жилье прагматик-класса и объекты социальной инфраструктуры). Директор по стратегическому развитию ГК ФСК Павел Брызгалов добавляет, что работа с российским производителем позволяет иметь гарантию поставки материалов или оборудования на стройку в срок, а также фиксировать цену поставки - с валютными контрактами из-за нестабильности курсов валют это всегда проблематично.

В эти несколько процентов импорта входит то, чего в России найти не удается, рассказывают в ГК "Самолет", например смесители для раковин и ванн, запорная арматура. Компания использует китайскую запорно-регулирующую арматуру: "Пока мы не видим, каким российским продуктом это можно заменить за те же деньги".

Со строительством жилья бизнес-класса ситуация уже другая, но многое зависит от девелопера. По словам Ильи Тищенко, главного инженера ООО "ПИКПроект", в таких проектах у компании доля импорта в материалах достигает 50% в натуральном выражении (до 20% стоимости всех материалов). "В данном случае мы используем зарубежное инженерное оборудование, импортные материалы отделки фасадов и внутреннего убранства, так как именно материалы определяют принадлежность жилья к определенному классу, - говорит г-н Тищенко. - Мы закупаем электрику и сантехнику импортных брендов, но только потому, что потребители этого ожидают, хотя и российские бренды в этом сегменте вполне конкурентоспособны". Например, уточняет Илья Тищенко, раньше считалось, что в строительстве можно использовать только импортные трубы. "Мы протестировали и применяем в проектах ПИКа отечественные аналоги, сравнимые по качеству с образцами зарубежных производителей", - говорит он.

Весьма активно девелоперы работают с продукцией, произведенной на территории РФ международными компаниями, открывшими у нас свои заводы. В проектах ГК "Самолет" она составляет примерно 10-15% в денежном выражении, на нее приходится 60% систем жизнеобеспечения зданий (в том числе насосная группа, котельное оборудование). ГК ФСК закупает у локализованных в  России международных компаний в основном ответственное инженерное оборудование (насосы, лифты и т. п.), отделочные материалы и столярные изделия (плитка, сухие строительные смеси, утеплитель, оконный профиль и т. д.).

Локализация международных брендов в России вошла в активную фазу еще в начале 2010-х годов. По сухим строительным смесям и гипсокартону с тех пор удалось почти полностью вытеснить привозную продукцию. Так, производство стройматериалов "Кнауф" локализовано в России почти на 90%, рассказали в компании.

Подробнее>>>

 



Все материалы Следующий материал