Для прессы

Lenta.ru: Деловые такие

07.03.2019

«Жилье бизнес-класса» — звучит солидно. И когда-то такие ЖК действительно стоили дорого. Но ситуация меняется: средний бюджет предложения квартир в новостройках бизнес-класса только за три последних года снизился на 30 процентов. В чем причина такой демократизации и не исчезнет ли такими темпами бизнес-класс, который продается уже практически по цене «эконома», «Лента.ру» расспросила участников рынка.

Средняя квартира бизнес-класса в феврале 2019-го, как подсчитали в компании «Азбука Жилья», стоила 19 миллионов рублей — но эта статистика учитывает все типы квартир, включая многокомнатные. А вот минимальный бюджет предложения составил всего 4,32 миллиона — сумма, которую применительно к московской недвижимости крупной назвать сложно.

«Сегмент бизнес-класса на первичном рынке жилья, можно сказать, стал более массовым. В настоящий момент в совокупной площади квартир он превышает объем предложения в классе комфорт (1,39 против 1,1 миллиона квадратных метров), — рассказывает Владимир Каширцев, генеральный директор компании «Азбука Жилья». — И если по отношению к элитному классу средняя стоимость одного квадратного метра бизнес-класса за последние пять лет практически не поменялась (“бизнес” сейчас дешевле примерно на 56 процентов), то относительно комфорт-класса произошло сближение. В начале 2015 года средняя стоимость метра квартиры бизнес-класса была выше, чем в “комфорте”, почти в два раза, а сейчас — только на 58 процентов».

Ты откуда такой деловой

Для начала стоит вспомнить, как возникло само понятие бизнес-класса и что тогда понималось под этим термином. «В постперестроечные времена, когда люди начали активно ездить в зарубежные поездки, когда в нашу страну хлынули потоки новой информации и были налажены поставки невиданных до этого импортных товаров, в Москве появилось сначала понятие “евроремонта”, а затем — жилья бизнес-класса, потребителем которого стал зарождающийся тогда средний класс — бизнесмены. — рассказывает Алексей Беляев, партнер АО «КТБ ЖБ», заместитель директора «НИИЖБ им. А.А. Гвоздева». — Оба понятия носили очень размытый характер, условно обозначая что-то отличное от типового панельного домостроения».

«Спрос на высокий класс был порожден желанием образовавшейся “олигархической прослойки” жить в более комфортных условиях, чем при СССР, — вспоминает об истоках формирования сегмента Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер». — К 1996-1997-м годам формулируются основные требования, предъявляемые к “бизнесу”: огороженная территория, собственный паркинг, помещения для коммерческой недвижимости на первых этажах, свободная планировка, просторные квартиры. Одним из первых проектов, соответствующих перечисленным характеристикам, стал «Весковский переулок, 2», сданный в 1994 году. Это 11-этажный дом с собственной территорией, наземной парковкой, потолками 3,2 метра и квартирами с увеличенным метражом — 230 “квадратов”». К первым проектам бизнес-класса эксперт относит также ЖК “Квартал на Ленинском” и “Адмирал” в Новых Черемушках. Большой объем таких новостроек появился в 2000-е — в основном они строились в спальных районах по наиболее престижным направлениям и выделялись на фоне однотипной застройки.

«На тот момент цены на квартиры в “бизнесе" колебались на уровне 40-60 тысяч рублей (тогда это были 900-1200 долларов) за метр, — рассказывает Павел Брызгалов. — “Золотые ключи” вышли в сентябре 2000 года по 1050 долларов метр, ЖК “Олимпия” — в августе 2002 года по 53 тысячи за “квадрат”, “Алые Паруса” — тогда же по 48 тысяч за метр. В декабре 2002 года по 43 тысячи рублей за метр стартовал “Триумф палас”, в мае 2003-го — “Соколиное гнездо” (51 тысяча рублей), в июне 2004-го — ЖК “Континенталь”, цена метра аналогичная. Для сравнения: ЖК эконом-класса “Марьинский парк” тогда продавался по 16 тысяч рублей за метр».

Примерно таким бизнес-класс и оставался вплоть до первого кризиса двухтысячных, который грянул в 2009-м. Тогда, говорит Брызгалов, и начался процесс расслоения — появился промежуточный сегмент комфорт-класса, более доступный по цене и вобравший в себя многие характеристики «бизнеса». «Диффузия между классами, которая отражает диверсификацию предложения по различным группам спроса и целевым аудиториям, продолжается по сей день», — резюмирует эксперт.

«На столичном рынке до сих пор можно найти настоящих “старожилов” бизнес-класса. Например, продажи ЖК “Дирижабль” стартовали еще в 2005 году, “Триколор” и “Маршал” — в 2007-м, “Скай Форт” — в 2008-м, — рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE. — Сейчас квартиры в этих проектах до сих пор есть в продаже у застройщиков, и метр стоит порядка 220 тысяч рублей. Для сравнения: средняя стоимость метра в современных новостройках бизнес-класса составляет 245 тысяч, то есть застройщики ЖК-“ветеранов” вынуждены демпинговать, чтобы привлечь спрос».

Подробнее>>>



Все материалы Следующий материал