Для прессы

Хрущёвка» в глянце

28.07.2016
Самый ходовой товар в Московском регионе, да и по всей стране, большой площадью не отличается. Эксперты уверяют, что деньги есть лишь на маленькие квартиры, остальное никто не купит. Но так ли это? Горячие пирожки Итак, все эксперты рынка в один голос заявляют, что продаются в основном однокомнатные квартиры или студии, спрос есть также на двухкомнатное жильё, но маленькое. Мария Литенецкая, управляющий партнёр «Метриум Групп», сообщает: «Половина всех сделок с августа 2015 года проходила по студиям и однокомнатным квартирам, 35% — по двухкомнатным квартирам, 13% — по трёхкомнатным, 2% — по квартирам с большим количеством комнат. Однако это весьма усреднённые показатели. Всё зависит от конкретного проекта и его месторасположения. В бюджетных проектах застройщики делают ставку на минимальную общую стоимость предложения, закладывая максимальное количество студий и однокомнатных квартир». Уменьшается не только количество востребованных комнат покупателями, но и площади. 

Размеры квартир действительно «тают» — это факт. Екатерина Артёмова, директор департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука жилья», приводит следующий пример: «Средняя площадь квартиры, представленной на первичном рынке жилья в границах старой Москвы, по итогам четвёртого квартала 2012 года составляла 95,5 м², а в четвёртом квартале 2015 года она сократилась до 64,3 м2». Сокращение прошло во всех сегментах жилья. За указанный период, по данным «Азбуки жилья», площадь квартир эконом-класса уменьшилась на 9%, комфорт-класса — на 8,2%, бизнес-класса — на 31,5%, элитного класса — на 13%. Одним словом, всё стало меньше, причём, где была возможность ужаться больше, сокращение прошло масштабнее. Если говорить конкретно о метраже, то Вячеслав Султанбаев, руководитель аналитического отдела компании «Мобил Строй XXI», рисует картину происходящего во всех красках: «В эконом сегменте застройщики пытаются уменьшить стоимость квартиры любыми средствами, в первую очередь, за счёт планировок. Растёт количество квартир на площадке — за счёт этого застройщик экономит площадь, отведённую на лестницы и лифты. 

В отдельных проектах можно наблюдать по 24 (!) квартиры, выведенных в общий коридор. Снижается площадь: квартиры-студии сейчас представлены в основном в диапазоне 22 – 32 м², однокомнатные квартиры — 30 – 40 м², „двушки“ — 40 – 50 м². Комфорт сегмент по площадям и планировочным решениям похож на эконом, отличия в основном в высоте потолка, меньшем количестве квартир в подъезде, меньшей этажности дома, наличии крытой парковки. Сейчас комфорт-класс в новостройках, с точки зрения планировок, это перелицованный эконом с несколькими дополнительными опциями». Чтобы скрасить всё это, девелоперы говорят, что лишние площади никому не нужны, что планировки продуманы с точки зрения полезности, что не стоит переплачивать за лишние метры ни при входе в проект, ни в последующем при эксплуатации. Одним словом, маленькая квартира — это благо, нам же с вами выгоднее. Наверное, стоит предположить, что чем меньше, тем она привлекательнее.

Но при этом всеми отмечается, что само качество проектов выросло по сравнению с предшествующими годами. Сейчас покупатель, если уж и решился покупать свой маленький золотник, тщательно выбирает проект, в котором предстоит заключить сделку. И вот в проектах застройщики стараются: и закрытые дворы, и инфраструктура, и площадки для детей, и прогулочные зоны. Жилые комплексы действительно стали симпатичными, особенно у застройщиков, отвечающих за свою репутацию. Это подтверждает и директор по продажам Sezar Group Виктор Прокопенко: «Популярное жильё сегодня — это не только цена/метраж. Эти критерии уходят на второй план. Люди хотят жить лучше. Выбирая дом, они смотрят на суть проекта: где он расположен, насколько он разумен, на экологию, насыщение дворового пространства, внешнюю и внутреннюю архитектуру — правильная стратегия и позиционирование влияют на успех проекта и его востребованность значительно больше, чем цена предложения».

Безусловно, всё это верно, но лично я не могу согласится, что метраж стоит где-то в конце списка покупательских предпочтений. Не спорю, что цена важнее всего, потому что если нет денег, то ничего и не купишь. Но на втором месте стоит именно метраж, потому что это размер площади, на которой человеку предстоит жить! О хоромах мечтает не каждый, но о том, чтобы вместиться в свою квартиру и иметь возможность позвать хоть одного человека в гости, точно думает каждый. Как-то в одном шоу-руме маленькой студии продавец нахваливал мне планировку, отметив, что дизайнер продумал всё для комфортной жизни. Честно сказать, я не заметила этого, так как в обставленной выставочной студии не было ни одного шкафа, а всё же любой человек нуждается в нём. Были и другие спорные моменты комфорта, но отсутствие шкафа и свободного места под него произвели на меня неизгладимое впечатление. Метраж важен, просто доход населения далёк от платёжеспособного состояния. Видя это, девелоперы сокращают площади до размера, стоимость которого нам сейчас по карману. Они строят то, что мы покупаем. По сути нам продают всё те же «хрущёвки» или даже меньшие площади, но с красивым фасадом. 

Мы научились ярко красить дома, обкладывать их весёленькой плиткой или навешивать панели цвета «вырви глаз». Как минимум, рынок стал упаковывать товар презентабельно, он хорошо освоил уроки глянца. Но как ни упаковывай, начинка дома остается по сути своей «хрущёвкой». Однако, как с удивлением отметило правительство, народ это покупает. И вот тут происходит замкнутый круг. Мини-форматы строят, потому что мы их покупаем, и мы действительно покупаем.



Все материалы Следующий материал