Для прессы

Упрощение строптивых

10.03.2016

Какой корректировке подвергаются широко разрекламированные проекты.

Чтобы выделиться среди конкурентов, девелоперы изначально закладывают в свои будущие проекты такие фишки, что диву даёшься — неужели всё это будет реализовано?!

Сомнения имеют под собой основания: на конечном этапе некоторые эти самые преимущества или отсутствуют вовсе или в лучшем случае обозначены в усечённом виде. Касается это и архитектурных изысков, например, фасадов, входных групп, малых форм на территории, а также инфраструктурных объектов. Выходит, заманив покупателей чем-то «вкусненьким», капитализировав проект красивыми обещаниями, продавец свои обязательства не выполняет. Было это и в спокойные времена, участилось в кризис. Есть ли тому оправдания? Или всё, что вне конкретной покупки, измеряемой квадратными метрами отдельной квартиры, можно легко изменить и за это никто не ответит?

Картина маслом

Современный покупатель довольно придирчив и покупать проекты в поле или просто бетонную коробку уже не хочет. А застройщики ищут новые способы привлечения потенциальных покупателей. «Одним из них является создание целой концепции проекта, его позиционирование, — комментирует Екатерина Артёмова, ведущий специалист департамента консалтинга и аналитики компании „Азбука Жилья“. — Например, объекты рядом с парками интересны для семей с детьми, соответственно, к названиям ЖК часто прикрепляют слова „парк“ и „эко“, сразу выделяя преимущество новостройки из череды конкурентов. При этом создаётся дополнительная инфраструктура, где потенциальные клиенты могут совершить прогулку на велосипеде, утреннюю пробежку, организовать пикник в зоне барбекю или пойти позагорать на собственном пляже. Законодательного регулирования реализации концепции застройки нет. То есть в строительной документации потенциальный покупатель может выяснить для себя информацию по фактическому наличию в проекте заявленных рекламой детского сада или школы, количество планируемых мест для детей. Однако вкусно описанный в буклете ландшафтный дизайн, допустим, в проектной декларации будет обозначен скупым термином „озеленение территории“. Обещанное использование во всем проекте единого архитектурного стиля, скажем, модерн, в бумагах будет обозначаться гораздо более широким понятием „конструктивные решения и технология возведения здания“.

Поэтому не существует 100% гарантии того, что сданный застройщиком проект в реальности будет полностью совпадать с красивыми визуализациями с сайта. Впрочем, в некоторых проектах имеется определённая доля подстраховки. Ознакомившись со списком уже сданных девелопером ранних проектов, потенциальный клиент имеет возможность сравнить обещания и реальность, съездив в другие жилые комплексы, а также понять степень воплощения заявленной концепции в жизнь».

Анна Карпова, директор департамента элитного жилья Est-a-Tet, предупреждает: «В случае, если пункты, касающиеся качества самого проекта, отсутствуют в договоре для покупателей, можно попросить застройщика предъявить договоры с подрядными организациями, которые будут заниматься отделкой комплекса, где будут указаны параметры проводимых работ. Конечно, любой договор можно расторгнуть, и покупатели должны это понимать. Если предыдущие проекты компании не были замечены в переделке в худшую сторону, если это известная компания с качественными проектами, то она будет дорожить своим имиджем и не станет экономить на репутации».

«Как правило, изменения изначального проекта, снижающие себестоимость, но не наносящие серьёзного вреда популярности застройщика, могут быть допущены, — соглашается Мария Литинецкая, управляющий партнёр „Метриум Групп“. — Нарушения же закона чреваты существенными репутационными и финансовыми потерями, а вот этого девелоперы стараются не допускать. Любой строящийся объект уже на стадии утверждения документов на него имеет проектную декларацию. Закон требует указывать в ней ключевые технические характеристики: расположение, этажность, совокупную площадь, назначения общих помещений и т. п. Однако есть и пространство для манёвра. Застройщик может указать любые сведения касательно проекта, в том числе количество лифтов, и даже их скорость; полный перечень инфраструктурных объектов; все материалы, вплоть до отделки, с подробным описанием. Конечно, если сомнения в своих силах у девелопера были изначально, он не будет включать все подробности в проектную декларацию. В любом случае, закон не запрещает вносить в неё изменения при условии, что они будут опубликованы. Всё, что указано о проекте жилого комплекса в каком-нибудь ярком буклете, попадёт в лучшем случае под нарушение закона о рекламе и влечет максимум административную ответственность».

«Архитектурная концепция не регламентируется договором долевого участия. Он регламентирует стоимость квадратного метра и общую стоимость квартиры. Договор долевого участия связан только с квартирой. Тут право клиента доверять застройщику либо нет», — утверждает Марина Резвова, заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ».

Вынужденная мера

«Стоит признать, что сегодня в большинстве случаев маркетинг девелоперских компаний предполагает продажу мечты, которая не всегда воплощается в жизнь, — утверждает Вартан Погосян, директор по маркетингу TEKTA GROUP. — Это происходит от того, что на этапе сделки, как правило, у продавца нет на руках готового продукта. Призвать застройщика к ответственности за обманутые ожидания клиента практически невозможно. Но оговорюсь: те моменты, которые принципиально не устраивают покупателя, как правило, можно заметить уже на начальном этапе и отказаться от сделки».

«Действительно, покупатели к моменту заселения могут столкнуться с изменением или даже отсутствием тех или иных опций, о которых так много слышали на момент покупки, — соглашается Григорий Алтухов, коммерческий директор ФСК „Лидер“. — Для того, чтобы иметь чёткое понимание, что будет сделано и построено в жилом комплексе помимо непосредственно жилых корпусов, покупателю всегда нужно смотреть имеющиеся документы. Например, если на утверждённом генплане есть и школа, и детский сад, то застройщик обязан их построить. Но если обещания о собственных объектах социальной инфраструктуры на территории ЖК даются лишь на словах, то конечно, вероятность, что на свободном участке земли будет согласовано строительство ещё одного жилого корпуса гораздо выше. В таком случае у покупателей даже не будет обоснований для претензий».



Все материалы Следующий материал