Для прессы

Дорогая, я уменьшил квартиры

12.01.2016

К чему приводит повышение застройщиками доли студий в московских проектах.

Доля квартир-студий в московских проектах постепенно растет, а площадь, наоборот, уменьшается. И пока в Минстрое только задумываются над введением понятия «квартира-студия», что означало бы законодательное признание комфортным жилья площадью 18 квадратных метров, мы решили еще раз поговорить о плюсах и минусах формата.

«Квартиры-студии — спасение для рынка», — говорят одни. «Дома c квартирами-студиями — будущие гетто», — утверждают другие. Истина же, скорее всего, посредине. Но оговоримся сразу — студии, о которых мы будем сегодня говорить, — не дизайнерское жилье для богатых оригиналов, а те самые минимальные площади с минимальными же бюджетами покупки, обустройство которых имеет отношение скорее к сфере выживания, чем самовыражения. Так что истина все-таки оказывается ближе к одному из полюсов.

Ветер северный

Вообще-то, квартиры-студии не являются для отечественного рынка недвижимости принципиально новым форматом. Подобное жилье строилось еще в советское время — вспомним «квартиры гостиничного типа». Как правило, их площадь не превышала 25 квадратных метров. А еще, как ни странно, Москва отнюдь не является пионером новой эры студио-строения. Пальма первенства тут принадлежит Петербургу, где еще в нулевых появились так называемые РИАЛы (студии площадью 25-30 метров с одним окном). Как рассказывает директор агентства «Метры», эксклюзивного продавца NDG Андрей Вересов, впервые на строительный рынок Санкт-Петербурга бренды РИАЛ и СУПЕР-РИАЛ вывела компания Л1 (ранее ЛЭК) в 2001 году. Эти мини-квартиры в начале 2000-х быстро заняли лидирующие позиции по продажам в эконом-классе СПб. «За последние несколько лет спрос на квартиры-студии резко вырос, поэтому некоторые девелоперы целенаправленно стали увеличивать долю студий в новостройках. Погоня за оптимизацией жилого пространства привела к тому, что на рынок начали выводить студии площадью 17 квадратных метров», — рассказывает Вересов.

В современном варианте квартиры-студии, то есть квартиры минимальной площади, где единое пространство зонируется дизайнерскими методами, получили распространение в обеих столицах после кризиса 2008-2009 годов. «Проекты, которые готовились к выходу на рынок в пост-шоковый период, стали подвергаться пересмотру на соответствие платежеспособному спросу, — рассказывает генеральный директор компании S&D (Strategy&Development) Дмитрий Земсков. — Апартаменты-студии, которые продавались на 20-25 процентов дешевле одно- и двухкомнатного жилья, быстро нашли свою нишу».

Понятно, что при существующем финансовом положении большинства покупателей бюджет имеет решающее значение, и люди готовы поступиться удобством в надежде, что потом все улучшится, появится возможность переехать в жилье более комфортной площади. К тому же, студии пользуются стабильным спросом со стороны частников-инвесторов.

Москва переняла питерский опыт с некоторыми корректировками. «Следует разделять студии по типу планировок: объекты с двумя окнами, в которых кухонная зона все-таки выделена в отдельную, пользуются более высоким спросом даже с учетом увеличивающего бюджет метража. А вот студии-вагоны, так называемый "питерский вариант", в Москве практически не продаются, такое жилье раскупается крайне неохотно, несмотря даже на минимальный бюджет», — рассказывает коммерческий директор ФСК «Лидер» Григорий Алтухов.

Значит, это кому-нибудь нужно?

Как бы то ни было, студии в Московском регионе — товар востребованный покупателем, а значит, любимый и девелоперами, основная забота которых, если отбросить все наносное, — все-таки не заботиться о комфорте, а зарабатывать деньги себе и акционерам. Всего на подмосковном рынке сейчас от трех до семи процентов студий, в зависимости от конкретного направления, подсчитали в ФСК «Лидер». «Направления восточные или северные менее насыщены подобными метражами, а запад, Новая Москва освоили этот формат уже больше полутора лет назад. Объясняется это спросом, наличием больших объемов новых и действующих проектов и желанием застройщиков уменьшить бюджет покупки, тем самым увеличив объем потенциальной аудитории. Начинают активно появляться студии и в Москве», — поясняет Григорий Алтухов.



Все материалы Следующий материал