Для прессы

Школа-конструктор. Какими в России будут новые образовательные учреждения?

03.12.2015

В России разрабатываются типовые проекты модульных школ, ориентированных на индивидуальное обучение школьников.

С 2016 года в России стартует масштабная программа по созданию в российских школах новых мест, на которую только в первый год реализации предусмотрено 50 млрд рублей из федерального бюджета. В приоритете – типовые проекты по возведению школ-конструкторов – «модульных» зданий, ориентированных на индивидуальный подход в образовании, и построенных исходя из потребностей каждого региона.

Какой быть школе будущего?

На селекторном совещании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации Ольги Голодец, которое состоялось 19 ноября 2015 года, обсуждался вопрос о ликвидации второй и недопустимой третьей смен в школах.

«К сожалению, на сегодняшний день 25% школ работает в многосменном режиме, обучаются в двусменном режиме более 12% детей. И для решения этой проблемы Правительством РФ была утверждена программа содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях с 2016. Предполагается, что субъекты при помощи федерального бюджета должны до 2021 года перевести на односменный режим обучения 1-4 и 10-11 классы, а к 2025 году обеспечить переход на односменный режим учеников 5-9 классов и обеспечить вывод из системы аварийных и ветхих зданий», - пояснила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк.

Программа предполагает выделение средств из федерального бюджета на финансирование школ большой мощностью, построенных по типовым проектам, включенным в реестр Минстроя РФ.

«При этом, когда мы говорим о школе, мы говорим о современной школе, именно по этому признаку отбираются типовые проекты. И мы говорим о необходимости обеспечения этой школы самым современным школьным оборудованием», - дополнила Наталья Третьяк.

Что же такое современная школа? Этот вопрос сейчас и решает экспертное сообщество: архитекторы и проектировщики, педагоги, родители и, конечно, исполнительные власти как федерального, так и региональных уровней - представители Министерства образования и науки, Министерства строительства и ЖКХ России, региональных департаментов и министерств. Первым делом экспертам предстоит договориться насчет формата новых школьных помещений и инновационных подходов при строительстве, расставить приоритеты материально-ресурсного обеспечения школ, выяснить, в каком объеме использовать типовые проекты школ, какое место отвести дизайну образовательных учреждений.

«Сегодня массовое образование уходит от единообразия в сторону вариативности, в старом школьном здании ему становится просто «тесно». Поэтому в идеале мы стремимся создать набор типовых проектов современной российской школы. Но для этого предстоит проделать большую работу» - считает министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

«Чтобы проект получил поддержку, он должен быть включен в федеральный реестр. При этом в реестр включается не какой-то устаревший проект, а современный, который создан на базе технического задания, сформулированного Министерством образования и науки России.

В августе этого года Правительством РФ были приняты функциональные требования к современным школьным зданиям. Также в помощь регионам были разработаны эталонные технические задания на проекты различной мощности. Мы готовы силами московского строительного университета помочь регионам, которые пожелают провести проектирование этих объектов на конкретных земельных участках. Соответствующее предложение было направлено в адрес губернаторов от имени министра образования Дмитрия Ливанова. Мы также ждем регионы, чтобы они включились в эту работу. Очень важно скорректировать региональные программы с учетом демографического прогноза. Эти программы должны обеспечивать реализацию тех задач, которые определены до 2021 и 2025 годов», - пояснила первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк.

Федеральная «копилка» проектов

Из 170 типовых проектов, размещенных на сайте Минстроя РФ, 16 составляют школы. В отношении регионов федеральными властями было дано несколько поручений: прежде всего, провести анализ своих проектов повторного применения и включить их в федеральный реестр. Уже более 50 регионов подали свои заявки, в ближайшее время в федеральную «копилку» могут быть добавлены еще 40 проектов.

Изменился сам подход к образованию. Задача нового федерального государственного образовательного стандарта – это не только научить детей знаниям, но и обеспечить формирование современных компетенций и воспитать достойного человека. Образ современной российской школы – это переход от поточного обучения к индивидуальному, от зданий индустриального типа – к зданиям открытых общественных и личных персональных пространств.

Определение формата новых школьных помещений, инновационных подходов при строительстве – это серьезная задача. В первую очередь, будет использован опыт регионов, где власти успешнее всего справляются с задачей по строительству школ, создавая современные архитектурные проекты.

Вопросы типового проектирования зданий общеобразовательных учреждений широко обсуждались летом этого года на Всероссийском совещании, которое прошло 29 июля 2015 года в Доме Правительства Московской области. Участники дискуссии сошлись во мнении, что в нынешней экономической ситуации нужно рачительно относиться к бюджетным средствам, вкладывая с умом каждую копейку, выбирая наиболее функциональные и зарекомендовавшие себя образцы из «копилки» типовых проектов. На заседании министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень отметил впечатляющую динамику по созданию типовых проектов в Московской области, где происходит апробация и доработка пилотных проектов, которые в дальнейшем могут пополнить федеральную «копилку».

«Создание реестра типовой проектной документации позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов, возводимых с использованием бюджетных средств – при использовании типового проекта затраты на проектирование и экспертизу будут минимальными. Экономия может достигать 20%», - пояснил Михаил Мень.

Отдельно министр остановился на технологии модульного строительства, где каждый модуль имеет свои технические характеристики и конкретное функциональное назначение.

В зависимости от потребности в количестве мест, где-то школа может моделироваться из пяти-семи модулей, где-то больше. Как следствие, возводить модульные школы нужно, ориентируясь на количество учащихся и функциональные потребности объекта образования. Разработаны принципы проектирования типовых школьных зданий из наборных модулей. По сути, это «набор-конструктор», где могут быть задействованы необходимые элементы. Группа учебных модулей включает следующие функциональнее блоки: дошкольная ступень, начальная школа (I ступень, 1-4 класс), подростковая школа (II ступень, 5-9 классы), старшая школа (III ступень, 10-11 классы). Группа общешкольных модулей может состоять из следующих элементов: атриум (холл), спортивный блок, столовая, бассейн, блок дополнительного образования.

Вклад регионов

Московская область сегодня - один из самых передовых регионов страны по выполнению социальных обязательств перед населением. Сначала Подмосковью удалось обеспечить прорыв в строительстве детских садов. В 2014 году в Московской области было построено 111 новых детских садов. По этому показателю регион вышел на первое место в Российской Федерации. До конца 2015 года планируется завершить работы по возведению 133 детских садов практически на 21 тысячу мест.

 «Губернатор Подмосковья Андрей Воробьевопределил следующий этап – строительство необходимого количества школ для перевода обучения детей в одну смену, - пояснилзаместитель председателя Правительства Московской области Герман Елянюшкин.

Среди других регионов Подмосковье – лидер по строительству социальных объектов. С 2012 по 2014 в систему образования были включены 55 новых школ. До конца 2015 года застройщики введут в эксплуатацию 21 школу, согласно планам, а в 2016 появится еще 27. Предполагается, что в следующем году с участием средств бюджета области будет построено 5 школ.

«Мы делаем ставку на проекты образовательных учреждений повторного применения, которые соответствуют современным задачам образования и обладают неоспоримыми преимуществами, так как прошли все необходимые согласования, экспертизы и «обкатку». В каталог типовой проектной документации объектов капитального строительства на территории Московской области входит 51 проект, из которых 9 – материалы по школам. Из предлагаемых вариантов повторного применения наиболее себя зарекомендовали школы на 600, 825 и 1100 мест», - рассказал Герман Елянюшкин.

Так, например, четырехэтажная школа на 825 мест в микрорайоне «Новое Измайлово» городского округа Балашиха была построена ФСК «Лидер» по проекту Института «Мосгражданпроект». Общая площадь общеобразовательного учреждения – порядка 21 тыс. кв. м, где гармонично разместились группы начальных классов и учебные кабинеты старшей школы, административные помещения и медицинский блок, большой современный актовый зал и столовая свыше, чем на 400 мест. Но самой главной гордостью проектировщиков и строителей является спортивный многофункциональный блок, состоящий из двух спортивных залов на 527 кв. м и 223 кв. м и бассейна 25 м на 6 дорожек. Как справедливо отмечают школьные педагоги и психологи, современная школа должна стать для ребенка площадкой для самореализации. Именно поэтому проектировщики предусмотрели пространства для проектной, творческой и студийной деятельности. В школе ФСК «Лидер» в Балашихе есть мастерские по технологии, обработке дерева и металла, а также кулинарии.



Все материалы Следующий материал