Для прессы

«У нас нет падения»

02.12.2015

Влияние кризиса на отрасль нужно оценивать с разных ракурсов. С точки зрения макроэкономики, конечно, нужна поддержка ипотеки. Цель такой поддержки – не просто подогревать спрос, который и так существует на рынке. Мы предлагаем еще больше снизить ставку льготной ипотеки, потому что наши расчеты показывают, что, если снизить ставку до 7%, мы сможем забрать на себя большую часть серого арендного рынка жилья.

То есть люди, которые сейчас выбирают между арендой квартиры и ее покупкой и останавливаются на аренде, при 7%-ной ставке на ипотеку выберут наш рынок. Даже если мы перетянем на себя всего 10% рынка арендного жилья, это принесет дополнительных сделок на 300 млрд руб. только по Московской области. Это огромные деньги, которые не дадут рынку недвижимости провалиться.

С точки зрения непосредственно девелоперов, кризис – это скорее очищение от неэффективных решений и проектов. Несмотря на то что рынок падает, все равно есть какие-то сегменты с положительной динамикой: рост в цене или в объемах продаж. Это и есть будущие точки роста, то, что останется жить и после кризиса, потому что отвечает потребностям клиента.

Основная задача девелоперов сейчас – постоянно мониторить и искать, что нужно твоему клиенту, как создавать в своих районах дополнительные услуги, которые сделают твой продукт востребованным. Это я могу сказать не в теории, а оценивая свои объекты. У нас нет падения, за исключением чужих объектов, которые я достраиваю для обманутых дольщиков. По тем нашим проектам, в которых есть опции для комфортного проживания на уровне бизнес-класса при стоимости квартир чуть выше, чем комфорт, даже в кризис сохраняется небольшой рост.

Рынок недвижимости очень часто в публичном поле сравнивают с фондовым рынком. Куда выгоднее вложить деньги – в квадратные метры или акции? Какой потенциал роста? Но покупка квартиры – это не краткосрочное жонглирование ценными бумагами между спекулянтами. Квартира строится и покупается для того, чтобы в ней жили люди. Спекулянты в кризис первыми уходят с нашего рынка, и остаются только конечные потребители. Человек, который покупает квартиру для себя, совсем по-другому оценивает объект, нежели инвестор. Он примеряет всё к своей жизни: где гулять с детьми, куда ходить в школу, как добираться до работы. Вот этому и учит нынешний кризис.

Не надо бездумно покупать свободные площадки и безликими кварталами застраивать всю территорию ради объемов. Нужно строить только то, где хочется жить, основа спроса сейчас – это люди, которые покупают жилье для себя. И если этим принципом руководствоваться всегда, тогда в кризис будет шанс чувствовать себя более уверено, чем другие игроки. Что касается изменений в 214-ФЗ, то внедрять их необходимо очень аккуратно и плавно, чтобы не «схлопнуть» рынок, как это было в 2005 г., когда введение 214-ФЗ подняло цены на квартиры в 2 раза и убило 70% мелких застройщиков.

Автор - президент финансово-строительной корпорации «Лидер»

Финансово-строительная корпорация «Лидер»

Многопрофильная девелоперская компания. Общий объем жилой и коммерческой недвижимости, сданной ФСК «Лидер» в 2014 г., – 524 244 кв. м. Выручка в 2014 г. – 62 млрд руб.

Владимир Воронин

Родился в 1975 г. В 1997 г. окончил факультет «Промышленное гражданское строительство» МГСУ им. Куйбышева. С 1997 г. работал мастером в «Мосстрой-6». С 1999 г. работал замдиректора по экономике в «Главмосстроймонолите», в 2002 г. стал гендиректором. С 2003 г. работал в «Главмосстрое» сначала вице-президентом, а затем первым вице-президентом. В 2005 г. стал одним из создателей ФСК «Лидер».

Подробнее>>>

Все материалы Следующий материал